Новости

Контроль в сфере закупок

Контроль в сфере закупок.

(материал подготовлен  с использованием  материалов статьи «Как проводится контроль в сфере закупок»  М.В. Чемерисова)


Предусмотрены четыре основных вида контроля в сфере закупок:



  • государственный и муниципальный контроль;
  • казначейский контроль;
  • ведомственный контроль;
  • контроль заказчиком;
  • общественный контроль.


Данный перечень раскрыт в главе 5 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.


Государственный и муниципальный контроль

Функции государственного и муниципального контроля распределены между органами контроля в зависимости от уровня, задач и предмета проверки. За соблюдением порядка в сфере закупок следят:

1) федеральные, региональные органы власти и органы местного самоуправления, уполномоченные контролировать сферу закупок.

На федеральном уровне – это ФАС России, на региональном и местном уровнях – аналогичные контролирующие региональные и муниципальные ведомства. Данные органы обязаны проверять деятельность субъектов контроля в процессе закупок за исключением закупок в рамках государственного оборонного заказа. Они также не проверяют вопросы, относящиеся к финансовому и казначейскому контролю (ч. 3 ст. 99 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, п. 2 постановления Правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 728);

2) Рособоронзаказ, который уполномочен проверять государственный оборонный заказ, а также закупки для федеральных нужд, сведения о которых составляют государственную тайну.

При этом Рособоронзаказ не должен проводить финансовый и казначейский контроль. Об этом сказано в части 10 статьи 99 Закона от 5апреля 2013 г. № 44-ФЗ, пункте 3 постановления Правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 728;

3) Казначейство России, региональные и муниципальные финансовые органы, которые выполняют функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов, а также органы управления государственными внебюджетными фондами.

Казначейский контроль начал функционировать с 1 января 2017 года (ч. 5 ст. 99, ч. 3 ст. 114 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ), а в части запрета на размещение информации в случае отрицательного результата контроля – 1 января 2018 г. - в отношении заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения федеральных нужд; и с 1 января 2019 г. - в отношении заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения государственных нужд субъектов.

4) Росфиннадзор и аналогичные органы финансового контроля субъектов РФ и муниципальных образований (п. 3 ст. 265 Бюджетного кодекса РФ, ч. 8 ст. 99 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, п. 1 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1092).

Данный перечень контролирующих органов приведен в части 1 статьи 99 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.


Субъекты государственного контроля

В процессе проверок органы контроля выявляют нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в действиях:


  • заказчиков;
  • контрактных служб (контрактных управляющих);
  • комиссий по закупкам и их членов;
  • уполномоченных органов, уполномоченных учреждений;
  • специализированных организаций;
  • операторов электронных площадок.


Данный перечень приведен в части 2 статьи 99 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.


Проверки ФАС России и аналогичных региональных и муниципальных ведомств

Для контроля в сфере закупок ФАС России и аналогичные контролирующие региональные и муниципальные ведомства проводят:


  • плановые проверки;
  • внеплановые проверки.


Об этом сказано в части 3 статьи 99 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ определена иерархия контрольных органов при проведении проверок.

Так, ФАС России имеет право включать в план проверок только закупки для федеральных нужд, но внеплановые проверки может проводить в отношении всех закупок.

Контрольные органы субъектов РФ проводят внеплановые проверки закупок для нужд субъекта РФ и находящихся на его территории муниципальных образований, а по плану проверяют только закупки для нужд субъекта РФ.

Контрольные органы местного самоуправления вправе проводить плановые и внеплановые проверки закупок только для нужд соответствующего муниципального образования.

Контроль при проведении электронного аукциона осуществляет только ФАС России или Рособоронзаказ исходя из их компетенции.

Указанный порядок следует из частей 3 и 4 статьи 99 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Если органы контроля в отношении одной и той же закупки примут противоречивые решения, то должно применяться решение органа более высокого уровня. Об этом сказано в частях 17–20 статьи 99 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Во время проведения проверок ФАС России, в частности, устанавливает:


  • правильность принятого решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • соблюдение процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1085);
  • соблюдение сроков заключения контрактов;
  • иные вопросы, касающиеся обеспечения конкуренции при проведении закупок.


Не являются предметом проверки результаты оценки заявок по следующим критериям:


  • качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
  • квалификация участников закупки.


Об этом сказано в части 12 статьи 99 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в шесть месяцев в отношении:


  • одного и того же заказчика (уполномоченного органа);
  • одной и той же постоянно действующей комиссии по проведению закупок и ее членов;
  • одного и того же оператора электронной площадки.


Другая периодичность проведения плановых проверок установлена в отношении каждой специализированной организации и комиссии по проведению закупок, которая действует не на постоянной основе (т. е. такие комиссии созданы, а специализированные организации привлечены только для проведения одной конкретной закупки). Их могут проверить не более одного раза за период проведения каждого определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Такие правила установлены частями 3, 13 и 14 статьи 99 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Внеплановые проверки проводятся:


  • на основании жалобы участника закупки либо общественного объединения;
  • на основании любой поступившей в контрольный орган информации о нарушении законодательства о закупках (включая публикации в СМИ и т. п.);
  • в целях контроля исполнения ранее выданных предписаний.


Если внеплановая проверка проводится на основании жалобы, поданной участником, по результатам ее проведения и рассмотрения жалобы принимается единое решение. То есть контролирующий орган не может вынести два различных решения. Например, признать действия заказчика, которые обжалует участник, правомерными и принять решение о выдаче предписания.

Такой порядок предусмотрен частью 15 статьи 99 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Информацию о результатах плановых и внеплановых проверок контролирующий орган вносит в реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний. Порядок ведения этого реестра, перечень документов, которые он в себя включает, а также сроки их размещения утверждает Правительство РФ. Об этом сказано в части 21 статьи 99 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. В настоящее время данный порядок не определен.


Проверки Казначейства России

Порядок проведения контроля в сфере закупок Казначейством России, региональными (местными) финансовыми органами, а также органами управления государственными внебюджетными фондами устанавливает Правительство РФ. В рамках казначейского контроля проводиться сквозная проверка в единой информационной системе сведений о каждой закупке (начиная с планирования и до включения в реестр контрактов.

Постановление Правительства от 12 декабря 2015 г. N 1367 «О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО ЧАСТЬЮ 5 СТАТЬИ 99 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД"

Контроль осуществляется в отношении соответствия информации, содержащейся в документах, указанных в части 5 статьи 99 Федерального закона (далее соответственно - объекты контроля, контролируемая информация):

а) информации об объеме финансового обеспечения закупки, утвержденном и доведенном до заказчика в установленном порядке;

б) информации об идентификационном коде закупки.

Контроль осуществляется органами контроля в отношении:

а) объектов контроля, подлежащих в соответствии с Федеральным законом размещению в единой информационной системе в сфере закупок (далее - информационная система), при их направлении субъектами контроля для размещения в установленном порядке в информационной системе;

б) объектов контроля, не подлежащих в соответствии с Федеральным законом размещению в информационной системе, путем направления с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны (если такие объекты контроля содержат сведения, составляющие государственную тайну) на согласование в орган контроля:

утвержденные в установленном порядке планы закупок и планы-графики закупок, в том числе изменения, внесенные в них;

информация об идентификационном коде закупки и об объеме финансового обеспечения закупки, утвержденном и доведенном до заказчика в установленном порядке, включенная в приглашения принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), документацию о закупках, протоколы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и проекты контрактов, до направления соответствующих объектов контроля участникам закупок;

сведения о контракте при их представлении в установленном порядке для включения в реестр контрактов, содержащий сведения, составляющие государственную тайну.

При осуществлении контроля органами контроля проводятся:

а) проверка не превышения информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, над информацией:

о лимитах бюджетных обязательств на закупку товаров, работ, услуг, на соответствующий финансовый год и плановый период, доведенных в установленном порядке до государственного (муниципального) заказчика как получателя бюджетных средств, а также об объемах средств, содержащихся в нормативных правовых актах, предусматривающих в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации возможность заключения государственного (муниципального) контракта на срок, превышающий срок действия доведенных лимитов бюджетных обязательств;

о показателях выплат на закупку товаров, работ, услуг, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом, включенных в планы финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений;

об объемах финансового обеспечения осуществления капитальных вложений, содержащихся в соглашениях о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений, предоставляемых государственным (муниципальным) унитарным предприятиям в соответствии со статьей 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

б) проверка контролируемой информации в части:

не превышения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), по соответствующему идентификационному коду закупки, содержащейся в плане-графике закупок, над аналогичной информацией, содержащейся в плане закупок;

соответствия начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и идентификационного кода закупки, содержащихся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), проекте контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и (или) в документации о закупке, включая изменения указанных извещения, приглашения, проекта контракта и (или) документации, аналогичной информации, содержащейся в плане-графике закупок;

не превышения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), содержащейся в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), над аналогичной информацией, содержащейся в документации о закупке;

соответствия идентификационного кода закупки, содержащегося в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), аналогичной информации, содержащейся в документации о закупке;

соответствия начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и идентификационного кода закупки, содержащихся в проекте контракта, направляемом участнику закупки (возвращаемом участником закупки), с которым заключается указанный контракт, аналогичной информации, содержащейся в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

соответствия цены контракта и идентификационного кода закупки, содержащихся в информации, включаемой в реестр контрактов, заключенных заказчиками, а также в сведениях о контракте, направленных для включения в реестр контрактов, содержащий сведения, составляющие государственную тайну, аналогичной информации, указанной в условиях контракта.

Однако, действие настоящего Постановления Правительства в части запрета на размещение информации по которой контроль не пройден отложено:

Приостановить действие положений абзаца второго пункта 14, абзаца второго пункта 15 (в части не размещения в единой информационной системе в сфере закупок объектов контроля до устранения выявленных нарушений) Правил осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г. № 1367 "О порядке осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд":

до 1 января 2018 г. - в отношении заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения федеральных нужд;

до 1 января 2019 г. - в отношении заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения государственных нужд субъектов Российской Федерации (муниципальных нужд)


Финансовый контроль

Росфиннадзор и аналогичные органы субъектов РФ и муниципальных образований контролируют законность составления и исполнения бюджетов бюджетной системы России в части расходов на проведение закупок (подп. «б» п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1092).

Росфиннадзор и аналогичные региональные и местные органы проверяют субъекты контроля в отношении:


  • нормирования закупок;
  • определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта;
  • применения заказчиком мер ответственности по факту нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.


Полный перечень вопросов финансового контроля приведен в части 8 статьи 99 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Порядок финансового контроля на каждом уровне устанавливают Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, местная администрация (ч. 11 ст. 99 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Так, на федеральном уровне Правила контроля утверждены постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1092.


Доступ проверяющих к документам

При проведении плановых и внеплановых проверок контрольный орган в сфере закупок вправе на основании запроса в письменной форме получать документы и информацию, необходимые для проведения проверки. Кроме того, проверяющие по предъявлении служебных удостоверений и приказа (распоряжения) о проведении проверок имеют право беспрепятственного доступа в помещения и на территории, которые занимают субъекты контроля.

Субъекты контроля обязаны представлять по требованию контрольных органов документы, информацию о закупках (в т. ч. сведения о закупках, составляющие государственную тайну), а также давать в письменной и устной форме объяснения.

Заказчики обязаны обеспечивать сотрудникам органов контроля беспрепятственный доступ к документам и информации о закупках, в помещения и на территории, которые занимают заказчики. Но при условии что сотрудники предъявили служебные удостоверения и приказ (распоряжение) о проведении проверки.

Об этом сказано в частях 26–28 статьи 99 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.


Ответственность за правонарушения

Если при проверке государственный орган контроля обнаружит признаки административного правонарушения, он может привлечь заказчика к ответственности. Если признаки правонарушения обнаруживает контрольный орган местного самоуправления, он сообщает об этом в ФАС России или в контрольный орган субъекта РФ (ч. 22 ст. 99 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Это связано с тем, что орган местного самоуправления привлечь к административной ответственности не может (ч. 1 ст. 23.66 КоАП РФ). Виды административных правонарушений в сфере закупок и меры ответственности за их совершение в рамках действующего законодательства представлены в таблице.

При выявлении правонарушений, совершенных до 1 января 2014 года, действует особый порядок привлечения к административной ответственности. По общему правилу лицо, которое совершило правонарушение, привлекается к ответственности на основании норм закона, действовавшего на момент его совершения (ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ). При этом есть некоторые особенности.

Если ответственность, установленная действующим законодательством, уменьшена или отменена (по сравнению с прошлой редакцией КоАП РФ), то закон имеет обратную силу. То есть при привлечении к ответственности за правонарушения, совершенные до 2014 года, будут применяться новые меры (установленные с 1 января 2014 г.). При этом если ответственность отменена, то производство по делу не может быть начато, а начатое должно быть прекращено.

Если же новые меры ответственности ухудшают положение нарушителя (размер штрафа стал больше), то будут применяться меры, которые действовали до 1 января 2014 г.

Такие разъяснения приведены в письме ФАС России от 21 января 2014 г. № ИА/2111/14.

При обнаружении признаков уголовного преступления органы контроля в течение двух рабочих дней уведомляют об этом правоохранительные органы (ч. 29 ст. 99 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).


Ведомственный контроль

Помимо контрольных органов, соблюдение порядка планирования и проведения закупок подведомственными заказчиками проверяют вышестоящие организации.

Порядок ведомственного контроля на каждом уровне устанавливают Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, местная администрация (ст. 100 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Так, в сфере закупок для федеральных нужд Правила проведения ведомственного контроля утверждены постановлением Правительства РФ от 10 февраля 2014 г. № 89.


Контроль заказчиком

При проведении закупок заказчик должен осуществлять контроль за тем, как поставщик (подрядчик, исполнитель):


  • исполняет условия контракта;
  • привлекает субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.


Об этом сказано в статье 101 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.


Общественный контроль

Для борьбы с коррупцией и другими злоупотреблениями в сфере закупок граждане и общественные объединения вправе проводить общественный контроль. В их полномочия входят:


  • подготовка предложений в части совершенствования законодательства о закупках;
  • запрос информации о закупках и об исполнении контрактов у заказчиков;
  • обращение в контрольные органы с заявлением о проверке действий (бездействия) заказчиков;
  • обращение в правоохранительные органы и суды.


Об этом сказано в частях 1–3 статьи 102 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Важным элементом общественного контроля является обязательное общественное обсуждение закупок, предусмотренное статьей 20 и пунктом 5 части 3 статьи 112 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

 

Внимание: в рамках реализации программы общественного контроля в сфере закупок стартовал проект «Общественный народный фронт "За честные закупки"». Данный проект реализован на сайте zachestnyezakupki.onf.ru и представляет собой сервис по поиску информации о закупках, размещенных с нарушениями и признанных сомнительными. Кроме того, с помощью сервиса можно напрямую отправить жалобу в ФАС России.